Что такое минилабы?

В те времена, наверное, каждая вторая семья имела на антресолях старенький фотоувеличитель с гордым названием «Ленинград». Непередаваемый запах метол- и гидрохинона, красный полумрак, ванночки, пинцеты… Удивительная магия появления на белом листе бумаги из ничего, из пустоты, двух крохотных точек, которые быстро разрастаются, наливаются чернотой и глубиной, набухают тонкие черточки бровей, и — стремительно разлетевшиеся в крутом повороте головы волосы заполняют весь снимок. Здесь нужно не пропустить момент, успеть вытащить бумагу из проявителя: в тенях на снимке проявитель вырабатывается быстро, и там проявление замедляется, а в светах его должно хватить настолько, чтобы проработать детали лица и особенно глаза. Ещё на снимок можно любовно подышать. Теплое дыхание активизирует уставший проявитель, позволяет лучше проработать игру света на щеке, искорки в глазах…

Так и создавались шедевры. Кто же сейчас этим занимается? Неужели этот ящик, называемый минилабом, напичканный электроникой и автоматикой, которой хватило бы на десяток компьютеров, может хоть как-то приблизиться к таинству рождения фотоизображения? Нет! С появлением мыльниц и минилабов, а тем более и цифры, душа из фотографии куда-то исчезла. Осталось ремесло. Теперь можно только вкладывать него душу. В ремесло, которое скоро исчезнет. Как исчезли мельницы.

Первые шаги на пути к минилабам

Что можно сказать о минилабе FUJIFILM? Ну, то, что это лучший минилаб для печати фотографий, особенно с пленки. Диву даешься, разглядывая это детище изощренных японских мозгов. Такое могли придумать и воплотить в жизнь только японцы. Кстати, в мире минилабы производятся совсем в немногих странах. Кроме Японии, это Франция со своими KIS’ами и Германия с аппаратами марки AGFA. Итальянские MARCO, честно говоря, за минилабы считать не хочется. FUJIFILM, Konica, Noritsu — все это японские творения! Да-да! Американский KODAK всегда пользовался услугами японской фирмы Noritsu.

Первые прообразы минилабов появились давно, тогда, когда были сделаны первые попытки автоматизации очень трудоемкого процесса печати и обработки фотографий. Если кто самостоятельно изготовлял цветные фото, тот, конечно же, помнит, насколько сложен был процесс цветной печати по сравнению с печатью чёрно-белой. Больше ванн, выше температура растворов, необходимость выдерживать температуру проявителя с точностью до нескольких десятых градуса. Все это вместе приводило к чрезвычайной проблеме: невозможно было повторить результаты печати.
В какой-то момент появились проявочные машины, которые могли самостоятельно (!) поддерживать необходимую температуру. Затем умные головы решили совместить процесс экспонирования фотобумаги с процессом ее обработки. Это был великий шаг вперед! Система экспонирования с большой точностью считает время экспонирования и сама в нужном количестве вводит нужные светофильтры. А насколько автоматизировали процесс обработки фотобумаги, уму непостижимо! Температура растворов теперь строго поддерживается в заданном диапазоне. За равномерностью концентрации и температурой растворов следят специальные циркуляционные помпы, которые постоянно их перемешивают. Пополняющие помпы, датчики продвижения бумаги, микропроцессоры, которые самостоятельно отдают команду на выравнивание концентрации… Отработанная химия из всех растворов (проявитель, отбелка, фиксаж и промывка) переливается в специальный бак. Такая схема полностью исключает возможность повторного применения отработанных растворов. Одной капли отработанного раствора достаточно для того, чтобы полностью испортить проявитель, чтобы на всех фотографиях появилась сильная цветная вуаль. Тем не менее, забавно иногда выслушивать заявления, что операторы могут использовать отработанные растворы вторично. Надо проводить фотографический ликбез.

Такими и были первые наиболее распространенные минилабы. Сказать, что они были простыми, язык не поворачивается. Сложная механика продвижения бумаги, десятки прецизионных шаговых двигателей, около сотни микропроцессоров, обеспечивающих работу всех датчиков, помп, двигателей.

Немониторные и мониторные минилабы

В первых минилабах, однако, не было монитора. Это означало, что для печати качественной фотографии оператору следовало вначале делать пробный снимок, ждать, когда он выйдет из принтера, после чего оценить на нём правильность цветопередачи. Здесь и проявлялась опытность оператора. Он должен был точно понять, какие цветовые оттенки присутствуют в избытке, а каких и насколько не хватает. Лишь после этого можно было внести необходимые коррективы и правильно напечатать единственный снимок. Коррективы для одного кадра не совпадали при этом с коррективами для другого. Почему? Потому что практически невозможно сделать все кадры с одной и той же экспозицией даже для одного сюжета! Напомним, что экспозиция — это количество света, попадающее на эмульсию фотопленки через объектив фотоаппарата. А свет (он же — освещение) есть величина жутко непостоянная. Особенно если это не искусственный, постановочный свет.

Наихудшие результаты в плане освещения традиционно дают «мыльницы», у которых совсем отсутствует система стабилизации энергии вспышки, практически нет правильной системы экспонометрии, системы различных выдержек (для работы затвора), отсутствует система работы диафрагмы. Даже непонятно, как «мыльницы» вообще могли фотографировать. Опытному фотографу обычно достаточно одного мимолетного взгляда на проявленную пленку, чтобы сказать, каким аппаратом эта пленка была отснята. Так вот, «мыльница» даёт пленку, на которой все кадры обладают различной «плотностью». Некоторые из них — настолько «плотные», что через них практически ничего не видно, изображение трудно рассмотреть (переэкспонированные кадры). Другие кадры — чересчур светлые, почти прозрачные, их называют недоэкспонированными. И то, и другое — плохо. Качественное изображение с таких кадров получить нельзя. В первом случае изображение на снимке будет «замыленным»: цвета невыразительные, однотонные, контраст низкий. Во втором случае изображение можно обозвать «серятиной»: низкий контраст и цвета грязноватых серых оттенков. И чёрный костюм, и белое платье будут выглядеть серыми. При всём при этом недоэкспонированные кадры сильно подвержены воздействию вообще любых оттенков. Чаще всего это зеленые, синие, пурпурные оттенки. Корректировать их поэтому практически невозможно. Убираем избыточный зеленый оттенок лишь на одну ступень — и снимок тут же становится пурпурным. Золотая середина здесь просто отсутствует. Переэкспонированный кадр корректируется примерно с тем же успехом.

Так вот, чтобы вся пленка была корректно напечатана на НЕМОНИТОРНОМ минилабе, необходимо для каждого кадра изготовлять пробные снимки. Конечно, бессмысленно делать на каждую готовую фотографию дополнительный пробный отпечаток.

Существует некий допустимый диапазон коррекции, внутри которого снимок принято считать качественным и он не подлежит перепечатыванию. Во-первых, изменение цвета менее, чем на 2 ступени, неопытному глазу незаметно. Во-вторых, «на вкус и цвет товарищей нет». Это действительно так! Цветовые предпочтения — вещь очень субъективная.
Дальнейшая эволюция привела к созданию очень сложного и очень умного минилаба с монитором.

Теперь на экране монитора можно ещё до печати просмотреть изображение и откорректировать его. И лишь после этого оператор волен отправить снимок в печать. Таким образом оператор на МОНИТОРНОМ минилабе корректирует каждый снимок на пленке! Особенно это преимущество заметно при печати сложных кадров, таких как портреты с фоном. Человеческая кожа близка к средне-серому тону, а фотографы любят снимать портреты на цветных фонах. Если фон красный, то система экспозамера минилаба старается весь снимок привести к средне-серому тону и добавляет голубой цвет, противоположный красному. В итоге лицо на такой фотографии получается голубым, с очень грязным оттенком. Если фон синий, значит, лицо будет желтым. Если вы решили сфотографироваться на зеленой травке, ждите что лицо будет пурпурным (с этаким насыщенным фиолетовымым оттенком). На мониторных минилабах этого можно избежать.

Цифровые фотографии

На этом этапе развитие пленочных минилабов закончилось. Началась цифровая эра. Все вышеназванные фирмы выпустили свои собственный версии цифровых минилабов. И здесь на высоте оказались японские производители FUJIFILM и Noritsu. AGFA не смогла довести до ума свой d-LAB. Konica выпустила сырую модель, в которой не смогла справиться со всеми проблемами, и потому полностью закрыла свое фотографическое направление. В конечном счете, фирма Noritsu «развелась» с Kodak и решила объединиться с Fuji для создания суперсовременного цифрового минилаба. Можно сказать, что в современном мире на развитие фотографии работает лишь фирма Fuji.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *